Думай, что говоришь.
В новый год - с обновлениями!
Ещё одна линейка с, так сказать, записками. Отныне не хочу более оставлять ни одно произведение, пусть даже самое пустое, без рецензии.
Итак, поехали!
_____________

«Кристина — не женщина, но Эрни Каннигейм любит её до безумия. Кристина — не женщина, но подруга Эрни с первого взгляда понимает, что это её соперница. Кристина — не женщина, но родители Эрни вынуждены делить с ней сына...»
- с обложки книги.


Собственно, автор не стремится скрыть от читателя, кто же такая на самом деле - Кристина. Знакомство с «плимутом» 1958 года выпуска начинается с первой страницы книги и сопровождает всю печальную историю о Каннигейме-младшем и его окружении. В романе нашлось место любви и ядовитой ненависти, настоящей дружбе и предательству, «бытовухе» и леденящей кровь жестокости убийств. Но стоит ли упоминать обо всём этом лишний раз, если мы описываем произведение Кинга? В конце концов, это не классик, у которого «сказка — ложь, да в ней намёк». «Король ужасов», как часто именуют его рекламщики, рассказывает нам очередную страшилку на ночь без какого-либо намёка на Глубинный-Смысл-Который-Следует-Искать-Меж-Строк. Рассказывает довольно-таки хорошо — иначе бы я не писала всего этого под впечатлением. Так давайте же окунёмся в детали этой истории! Итак...
Рассказ ведётся обыкновенным американским школьником семидесятых годов Деннисом Гилдером, подростком без особенных склонностей и привычек. Главной темой воспоминаний является фрагмент собственной жизни, наполненной приключениями друга детства Арнольда Каннигейма, что заключаются в первой любви Эрни. Последняя, вопреки мнениям непосвящёных, явилась не красавицей Ли Кейбот, недавно перешедшей в их школу. Подросток влюбляется в автомобиль... и это означает куда больше, чем мы привыкли вкладывать в смысл выражения «любить вещь». Все, кому довелось побывать в салоне Кристины, более не воспринимают «плимут-фурию» как неодушевлённый предмет. Похоже, не зря машина носит человеческое имя...
Повествование, типично кинговское, две своих трети идёт от первого лица; столь незамысловатое в способе изложения, что писатель практически достигает своей цели, заставляя поверить в существование Эрни, от лица которого оно идёт, Денниса, Лебэя и многих, многих других. Но приятное наваждение потухает, стоит лишь прочесть финальные убеждения Гилдера о том, что история правдива так же, как этот неуютный зимний вечер, мы с вами и законы Ньютона в традиционных физических условиях. А ведь в идеале эти строки должны были приблизить меня ещё на фут к тому, чтобы совершенно потерять границу между миром реальным и вымышленным — триллера. На ругань, всяческую непотребщину и «мясо» я с чистой совестью закрываю глаза: местами это проявление авторского стиля (не забывать, что читаем хоррор!), местами — отражение тех лет, в атмосфере которых пишет Кинг. Да и вообще, покажите мне столь утопичное произведение, в котором нет ни грамма какой-либо чернухи, — ручаюсь, это или один из хвалебных гимнов эпохи классицизма, или детский рассказик, или первые корявые начинания будущих писак.
Насколько динамичен сюжет? Повествование идет линейно, как и должен идти внятный, обдуманный рассказ очевидца (Деннис упоминает, что мы уже третье лицо, которому довелось узнать о происшествиях 1978 года). Излюбленных мной флэшбеков и всяческих воспоминаний, внезапно вклинивающихся в сюжет, практически нет; напряжение возрастает закономерно к концу романа и отпускает не сразу, давая возможность последующие часы исправно графоманить и даже решиться на просмотр экранизации. Лично ко мне вдохновение пришло вследствие несогласия с результатом авторской фантазии. Конечно, нелогично было бы предположить, что изувеченный привязанностью Эрни снова станет обыкновенным прыщавым юношей или Деннис останется с Ли, каким-то невероятным образом сумев перебороть жуткие воспоминания. Но всё равно волнение протестующе клокочет в груди, и это правильно: катализатором подобного чувства и должно служить произведение настоящего мастера.
«Кристина» - не совсем такая книга, которую определённо захочется перечитать спустя несколько лет. И это точно сочинение не для тех, кто только начал знакомиться с творчеством данного автора. Однако любителям, уже пролившим слезу над историей несправедливо осуждённого Джонна Коффи, которых одинаково захватывают жутковатые длинные повести и миниатюрные рассказы без определённого окончания, настоятельно рекомендую прочесть её. Как сказала моя подруга, из-за которой и состоялось моё знакомство с этой вещицей, «Тебе понравится!».

@темы: Рецензии